Макет музейных часов для тактильной выставки
Наша команда 3dNova недавно завершила интересный и важный проект, о котором мы и хотим рассказать 🙂
Некоторое время назад мы стали участниками социального проекта «Время на кончиках пальцев», организаторами которого являлся благотворительный фонд «Дети-Ангелы.Ангарск» при участии «Музея Часов» г.Ангарска. Суть проекта заключалась в изготовлении копий музейных экспонатов для тактильной выставки: люди с ограниченными зрительными возможностями cмогли дотронуться до копий произведений искусства и таким образом представить себе образ экспоната. Это нам, людям с обычным зрением, кажется вполне обыкновенным явлением видеть окружающий нас мир, но как быть слепым? Я даже не могу себе это представить, какого это — не видеть красоту нашего мира, не видеть шедевры мировой культуры…
Музеем были выбраны четыре знаменитых экспоната, которые должны были получить свои упрощенные копии. Среди них оказались следующие часы со своей уникальной историей, некоторые из которых дошли до наших дней в единственном экземпляре:
- Часы интерьерные «Афина» Франция, начало 19 века
- Часы каминные «Сен-Бернар» Франция, начало 19 века
- Часы каминные «Религиэзы» Франция, конец 18 века
- Часы каминные «Паровоз» Франция, конец 19 века
Мы уже имели опыт в изготовлении картины для «Художественного музея» и нас порекомендовали как специалистов, которые смогут сделать подобную работу. У нас есть специальное оборудование, которое позволяет не только изготовлять предметы любой сложности, но и с помощью метода объемного 3d сканирования переводить физические объекты в цифровой вид, не прикасаясь к самим предметам. Все экспонаты в музее имеют большую историческую ценность, и какой-либо контакт с ними может пагубно сказаться на их внешнем виде. Поэтому бесконтактный метод оцифровки мог позволить получить объемные снимки. Поверхность некоторых часов не отвечала необходимым требованиям для качественного получения снимков, а покрывать экспонаты было категорически запрещено, поэтому мы сканировали «как есть».
Афина благодаря своему покрытию получилась хорошо, итоговую 3d модель практически не пришлось дорабатывать и даже наоборот, потребовалось некоторое упрощение, чтобы избежать информационного шума.
Часы интерьерные «Афина Паллада» Франция, фирма «AD MOUGIN», автор литья E.F.Piat (Эжен Фредерик Пиат). Конец 19 века. Часы в виде композиции: фигура богини Афины Паллады из металла на мраморном постаменте. Часы вмонтированы в центр щита, который держит в руках богиня. Афина — одна из самых почитаемых богинь Древней Греции, покровительница городов, героев, богиня мудрости, военного дела и ремёсел. На голове у нее шлем с пером, богиня одета в доспехи. На груди изображение мифического чудовища — Медузы Горгоны. Ногой Афина наступает на шкуру Немейского льва — это первый подвиг Геракла. Подобные часы отражают возродившийся интерес к античной культуре. Они служили украшением интерьеров. Часы существуют в единственном экземпляре.
«Сен-бернар» и «Паровоз» отсканировать полноценно не удалось, так как поверхность очень сильно бликовала и отражала, поэтому экспонаты пришлось либо моделировать с нуля, либо использовать получившиеся снимки в виде исходника.
Часы каминные «Сен-Бернар» Франция, начало 19 века
Часы каминные «Сен-Бернар», Франция, начало 19 века. Выполнены в виде сложной композиции из бронзы, сделанные в мастерской французского мастера Раврио. Композиция изображает легенду о собаках-спасателях породы сенбернар. Святой Бернар, живший в 11 веке, основал на опасном горном перевале в Швейцарии приют, чтобы помогать путникам, которых застала в пути непогода. Его именем в последующем был назван сам перевал, монастырь и порода собак. На постаменте часов прямоугольная башня с зарешеченным окном, колокол на подставке, скамья, следы у основания. Рядом с башней фигурка собаки, на спине она несет ребенка. Часы являются своеобразным памятником сенбернару Барри, который за время своей службы спас 40 человек. На тело собаки крепилась сумка, в которой был хлеб и сосуд с питьем. Собаки выходили вместе с монахами на поиски людей, занесенных снегом.
Часы каминные «Паровоз», Франция, конец 19 века. Экспонат представляет собой модель русского паровоза серии «ОВ», отлитого из бронзы на мраморной подставке. Паровозы этой серии в России в шутку называли «овечками». Кроме часового механизма в корпус вмонтирован барометр. В трубе паровоза — компас. При запуске специального механизма колеса паровоза начинают вращаться, создавая эффект движения. Подобные часы стали популярны в связи с бурным развитием техники. Их заказывали в качестве подарков на юбилеи высоко поставленным чиновникам.
С часами «Религиэзы» пришлось работать очень долго. Так как покрывать специальным составом было запрещено, пришлось подбирать особые режимы 3d сканирования, чтобы получить хоть какой-то результат, на основе которого можно было бы в дальнейшем построить цифровую 3d модель. В целом мы смогли получить более 50 снимков различного качества, из которых смогли получить представление о строении часов. Нам удалось воссоздать оригинальную 3d модель «Религиэзы» и на ее основе мы стали отрисовывать с нуля по получившимся снимкам новую, из которой в итоге и получилась наша копия.
Ж.Ж.Варейн. Часы каминные «Религиэзы», Франция, конец 18 века. Корпус часов выполнен из черного полисандрового дерева и панциря черепахи. По всей поверхности он украшен бронзовыми накладками. Фигурки из бронзы изображают вазы, цветы, животных, людей и солнечные лики. Такая техника исполнения носит название «буль» (от имени французского мастера мебели Андрэ Шарля Буля). Боковые грани корпуса часов украшают кариатиды (традиционные фигурки, символизирующие времена года), нижнюю часть — фигурки лошадей (символ быстротечности времени). Бронзовая композиция под циферблатом — иллюстрация к древнегреческому мифу о Фаэтоне, сыне бога солнца Гелиоса. Юноша в колеснице правит лошадьми. Подобное оформление часов было популярно во времена царствования французского короля Людовика XIV. Как известно, его называли «Королем-солнце», поэтому в оформлении часов присутствуют элементы солнечной символики. Над циферблатом — символ Людовика XIV — лицо в ореоле солнечных лучей, а в самом центре над стрелками — профильный портрет короля.
В данный момент музей активно посещают люди с ограниченным зрением. С развитием современных технологий у них теперь есть возможность потрогать копии музейных часов. Прикоснуться к культуре в буквальном смысле этого слова.
Не стоит забывать и о том, что теперь существует простой способ воспроизведения отсканированных экспонатов по уже имеющимся 3d моделям, изменять их форму, добавлять элементы для большей детализации, создавать копии разных размеров.